Подготовка и проведение похода с надувными лодками

Новости туризма 22-июн, 17;04 32

Надувные лодки для походов 

Особенности и возможности надувных лодок определяют выбор водных путей. В большинстве случаев это реки, носящие горный характер с малым или средним расходом. Определяющим является характер реки, независимо от того, находится она в молодой горной стране, прорезает плоскогорье или невысокие увалы.

  • Главные особенность надувных лодок:
    • Повышенная проходимость лодок позволяет туристам выбирать реки, наиболее насыщенные порогами. Как правило, это верхнее или изредка среднее течение реки. Отсюда определяется и протяженность водной части. Иногда, если позволяет время, возможно объединить в одном маршруте сплав по двум близко расположенным рекам.
    • Вторая особенность надувных лодок — транспортабельность— дает возможность планировать маршруты в районах, удаленных от транспортных путей, с пешими походами в 3—7 дней, протяженностью соответственно 50—150 км.
    • Третья особенность надувных лодок — бескаркасность — позволяет выбирать маршруты и в безлесных районах.
Обратите внимание!

Опыт показал, что реки с небольшим уклоном и несложными порогами нецелесообразно проходить на резиновых лодках.

Где покататься на лодке?

Наиболее популярные районы среди туристов-водников, плавающих на надувных лодках, и наиболее перспективные, которые начали осваиваться в последние годы,— Саяны, Алтай, горные районы Средней Азии, Кавказ. Ниже рассмотрим каждое направление подробнее.

1. Саяны.

Туристская гидрография Саян наиболее известна, и здесь легче дать рекомендации. В Саянах почти нет каньонов, не проходимых по берегу или по тропам вдоль берега, что позволяет просмотреть все пороги и сделать минимальный обнос, если придется. Поэтому при разработке нового маршрута можно планировать прохождение неизвестного участка в верхнем течении, где ожидаются сложные преграды на воде, из расчета передвижения пешком по берегу.

Время прохождения участков маршрута, прежде пройденных только на плотах, с локальными порогами при прохождении на лодках может быть уменьшено вдвое из расчета в среднем 50 км в день. Однако к маршрутам со сложными каскадами, как,’ например, на Ка-Хеме, следует подходить с плотовой меркой, то есть принимать то же количество дней для их прохождения. К сложному маршруту, который не укладывается в приведенные рамки, следует подходить дифференцированно.

По поводу пеших подходов к местам сплава известно, что все пройденные до сих пор маршруты шли по хорошим тропам, только местами нет хоженых человеческих троп. В среднем по району дневной темп передвижения для тренированной группы можно принять примерно 15 км при нормальной нагрузке до 30 кг. При расчете времени темп снижается при отсутствии троп и увеличивается до 20 км на хорошо набитой тропе; необходимо учесть задержки при необходимости переправ через реки. При отсутствии бродов переправляться следует в лодке.

Обратите внимание!

Путешествия в Саянах проходят в ненаселенной местности, что усложняет их организацию и проведение, так как в большинстве случаев приходится весь запас провизии брать с собой.

  • Для правильного построения плана маршрута в таких условиях может быть несколько тактических приемов:
    • 1) нитку маршрута провести так, чтобы она последовательно пролегала через два населенных пункта: один в начале, второй в середине пути (например, маршрут по Уде с выходом из поселка Верхняя Гутара с промежуточным пунктом в поселке Алыгджер; по Белину и Кызыл-Хему из поселка Орлик с промежуточным пунктом в поселке Уш-Бельдир). Если в промежуточном пункте нет надежного снабжения продуктами, целесообразно выслать туда заблаговременно посылку. При расположении промежуточного пункта в стороне от маршрута (в 1— 1,5 днях ходьбы) иногда бывает возможно воспользоваться этим для пополнения продовольствия, наметив на эти дни дневки для основной части группы;
    • 2) применять челночный метод переноски грузов, если требуется пройти сравнительно небольшое расстояние;
    • 3) следует иметь в виду и вьючный транспорт, помня, однако, что во время сельских и экспедиционных работ он занят. О возможности использования вьючного транспорта нужно списаться с соответствующими местными организациями;
    • 4) постановка лабаза может применяться при комбинированных маршрутах, когда планируется кольцевая пешеходная часть, или при выходе по долине реки вверх с последующим сплавом по ней (то есть любые варианты с возвращением).

Район Саян, несмотря на освоенность, перспективен в прохождении двойных маршрутов (со сплавом по двум рекам). Такие маршруты несколько сложнее в выполнении, однако при достаточной протяженности водной части позволяют проходить не по всей реке (ведь любая река интересна не на всем протяжении), а избрать лишь «изюминку», которая привлекает туриста. Сплав по двум рекам дает возможность познакомиться с характером обеих рек на коротких участках (если они до этого не проходились) или взять у первой наиболее насыщенную порогами уже известную часть и затем более полно пройти вторую. Наконец, первой рекой можно воспользоваться и для удобного подъезда ко второй — основной в данном маршруте.

2. По рекам Алтая на лодке

По сложности алтайские реки на порядок выше саянских. Они отличаются глубокими каньонами большой протяженности, недоступными пешеходу (со скальными стенками, по крайней мере с одной стороны), что затрудняет, а местами и исключает разведку с берега. Такие каньоны встречаются в долине Аргута (у Северо-Чуйского прорыва), в долине Чуи (в районе Чеган-Узуна), в нижнем течении Башкауса (от реки Тускуль) и по Чулышману выше Шавлы. Причем как раз на эти участки рек приходятся наибольшие уклоны и сложнейшие каскады. Реки Алтая имеют менее разработанные русла и как следствие больший уклон, обилие острых камней, повышенную узость русла в порогах, большую протяженность в каскадах (локальные пороги единичны). В некоторых местах (например, на Аргуте, в Большом прорыве) так много камней, что река процеживается сквозь них как сквозь сито. На Чулышмане встречаются водопады: высотой 3 м в Туданском пороге и 4 м в каньоне «Чертова мельница» (выше села Язулу).

Планируя маршрут в этом районе, надо исходить из расчета передвижения пешком на участках, которые не проплывались, и добавлять дополнительные дни на разведку или обход сложных участков, помня, что обход, возможно, придется делать со значительным удалением от реки. 

Нельзя рекомендовать двойной сплав по алтайским рекам, несмотря на краткость некоторых водных трасс, так как насыщенность сложными порогами такова, что лучше более целеустремленно пройти по одной реке. Однако прекрасные пешеходные возможности позволяют планировать разнообразные пеше-водные комбинации.

Дополнительные трудности путешествия по алтайским рекам — холодная вода и малая лесистость (по сравнению с саянскими реками). В летние месяцы температура воды даже в жаркое время достигает 10—12°. Такая низкая температура объясняется преобладанием ледникового питания и приподнятости бассейнов. Отсутствие леса в некоторых местах удручающе действует при ненастной погоде, когда в узких горных долинах поднимается сильный ветер. Укрытия от ветра и дождя почти нет. Часто приходится довольствоваться приютом в нагромождениях крупных камней. Однако отсутствие леса не означает от сутствия дров, так как кустарника и плавника всегда достаточно.

3. Горные районы Средней Азии.

Пока известны случаи прохождения отдельных участков системы Мургаб — Бартанг, небольших отрезков Зеравшана и Нарына (на надувных лодках и плотах). Первые опыты сплава по этим рекам выявили очень высокую сложность маршрутов. Туристы-водники встретились здесь с неистовым буйством воды, стремительными каскадами и водопадами среди глубоких, часто непроходимых теснин. Причем, если характер воды можно в какой-то степени сравнить с алтайским, то обрамление еще более суровое: камень и только камень во всех его проявлениях. Речные долины находятся под огромным воздействием «кухни погоды» ледниковых областей.

Относительно выбора рек для сплава в этом крае можно сделать общий вывод. Более разработанные русла, хотя бы частично годящиеся для плавания, имеют реки большой водоносности, то есть все основные долины и некоторые крупные притоки, как, например, приток Бар-танга — Кудара. Средние и малые притоки имеют очень крутое падение. Они образуют столь глубокие пропилы в скалистых массивах, что во многих местах их никогда не касались ни солнечный луч, ни нога человека.

Следует сделать общее замечание относительно времени сплава. В долинах среднеазиатских рек теплое время года длится с мая по сентябрь. Это расширяет возможности туризма, если подходы к месту начала сплава не идут через высокие перевалы. Однако для большей части рек наиболее приемлем сентябрь, по крайней мере, освоение и первые попытки сплава надо приурочивать к этому периоду, когда расходы воды и скорости течения поменьше.

Учитывая высокую сложность и малую исследователь-ность рек района, рекомендуется ограничивать протяженность сплава по таким рекам. Можно, например, построить очень сложный маршрут только в вершинной части бассейна с интересным пешим началом или пройти участок только среднего течения реки. Реки большей части бассейнов характеризуются узкими долинами с расположенными в них кишлаками и дорогами. Наиболее вероятное построение маршрутов с подходом (или подъездом) вверх по той же долине. Верхние участки рек, начинающихся на плоскогорье Восточного Памира или в Тянь-Шаньских сыртах, протекают в широких долинах с плоским дном, течение слабое.

Таков характер верхнего течения Мургаба (на протяжении 40 км от Памирского тракта) или Аличура (на протяжении 75 км от истока до озера Яшилькуль). Среднее и нижнее течение рек имеет неравномерное падение; при средних уклонах порядка 10 м/км некоторые участки имеют падение 50—100 м/км. Так, Мургаб в «Ак-Джилгинском непроходе» падает на 70—80 м на длине 1,5 км, Гунт в месте прорыва древнего завала у селения Чартым падает на 40 м на длине 350 м. В узких долинах часто встречаются пороги, образованные горными обвалами, в потоке много неотесанных глыб.

4. Кавказ.

Для Кавказа характерны прежде всего его удобное расположение относительно центральных областей, хорошо развитый транспорт и раннее тепло. Поэтому район посещается в майские праздники чаще, чем лётом. Горные участки рек коротки (80—120 км), и можно уложиться за 7—10 дней.

В настоящее время на Кавказе пройдены на резиновых лодках Большой Зеленчук, Большая Лаба, Теберда, Кубань, Кодори, Риони, Цхенисцкали. Наиболее перспективен бассейн Кубани и по удобству подъезда и по характеру препятствий. Помимо названных, здесь возможны маршруты по Малой Лабе, Марухе, Аксауту и Малому Зеленчуку. Долины везде доступны для просмотра и разведка не представляет трудностей. Падение сравнительно равномерное, кроме отдельных сложных непродолжительных каскадов. Реки с большой лесистостью долин часто образуют завалы и наносы плавника (например, Теберда).

Реки бассейнов Терека и Сулака имеют многокилометровые участки со значительным падением (38,5 м/км у Сулака), долины нередко носят характер глубоких каньонов, порой недоступных. Эти реки, как и реки южного склона Главного Кавказского хребта, впадающие в Черное море (Бзыбь, Кодор, Ингури, Цхенисцкали, Риони), пригодны для сплава не на всем протяжении, так как местами чрезмерно бурные; некоторые участки ущелий Бзыби, Ингури труднодоступны. Однако разведка многих рек упрощается благодаря автодорогам, проложенным через труднопроходимые ущелья. Например, в долинах Риони и Цхенисцкали реки могут быть просмотрены с берега на всем протяжении, поскольку дорога идет на небольшой высоте над рекой, а если с дороги река не видна, почти всегда можно спуститься к воде по крутым склонам, густо поросшим деревьями и кустарником.

Следует учесть, что в разных бассейнах водный режим различен. В малую и среднюю воду большинство верховьев рек оказываются непригодными для сплава, поэтому надо выбирать период половодья. Наиболее удачное время сплава по рекам бассейна Кубани — май, в бассейнах Терека и Сулака — начало летнего паводка, в Черноморском бассейне — май — июнь.

Обратите внимание!

На Кавказе имеются большие возможности построения маршрутов с двойным сплавом. Наличие харошо развитого транспорта позволяет делать различные сочетания: Большой Зеленчук— Большая Лаба, Кубань — Те-берда, Риони—Цхенисцкали.

Выбор пары зависит от времени путешествия. Так, собираясь в поход на майские праздники в бассейн Кубани, надо учесть, что здесь начало паводка неодновременно проходит на всех реках бассейна, и начинать сплав с более полноводной реки или с той, которая подвержена более раннему половодью. Например, в паре Кубань — Теберда первой должна быть более полноводная Кубань. Желательно начинать с более простой реки.

Маршруты для сплава на лодках на Европейском Севере и в Сибири

Помимо основных перспективных районов путешествий известны отдельные маршруты на Европейском Севере и в Сибири, хоженые на байдарках и плотах, которые могут представлять интерес для водников, плавающих на резиновых лодках. Возможности расширения гидрографии туризма за счет использования малых рек в весеннее половодье неисчерпаемы. Период половодья может протекать с начала апреля (Украина, Дон) до июня (Полярный Урал), когда среднемесячные расходы малых рек возрастают в несколько раз.

Когда выбрана нитка маршрута и начинается детальная его разработка, необходимо прежде всего определить основные гидрологические характеристики водной трассы в период года, когда намечен поход. Используя имеющиеся картографические материалы, следует построить продольный профиль реки. Для получения первого представления о ее характере достаточно иметь гидрометрические карты масштаба 1:1 000 000.

сделать засечки и вымерить расстояние по реке между засечками 

На этом участке река падает на 250 метров

В тех местах на карте, где горизонтали пересекают нитку реки, надо сделать засечки и вымерить расстояние по реке между засечками. Поправочный коэффициент на длину отрезка между засечками можно получить, определив всю длину реки, и сравнив ее с данными геоографических справочников. Разбив таким образом всю длину реки на участки (рис.25), строят продольный профиль, который в первом приближении характеризует средние уклоны на участках. По нему уже можно судить, где могут находиться наиболее сложные каскады порогов. Несколько более приближенно можно получить представление о поперечном профиле долины по горизонталям, по тому, как проходят тропы (у берега или в обход труднодоступных мест).

Характеристику расхода не всегда удается получить по справочным данным, но ее можно определить, зная модуль среднего стока (по справочнику) и площадь бассейна. Площадь бассейна несложно определить, пользуясь кроки с нанесенной водораздельной линией и миллиметровой бумагой. Для кроки масштаба 1 : 1 000 000 среднемесячный расход реки в любой точке ее течения определяется по следующей зависимости:

формула рассчёта 

где:

  • а = 0,1 —переводной коэффициент,
  • К — модульный коэффициент, определенный для данного месяца и данного бассейна. Находится в справочниках. Является отношением модуля стока за данный период времени к среднему за многолетний период,
  • М — среднегодовой модуль стока л/сек-км2,
  • П — площадь части бассейна реки выше точки определения, см2.

Продольный профиль реки Ка-Хем 

Продольный профиль реки Ка-Хем

Обратите внимание!

При определении площади по карте иного масштаба меняется только переводной коэффициент.

Иногда в литературных источниках встречается продольный профиль реки, совмещенный с графиком среднегодовых расходов и площадей бассейна, что позволяет для каждого участка реки знать одновременно и уклон, и средний расход, а зная модули стока для разных периодов года, по графику площадей бассейна легко определить расход в любой точке в нужный период. Многие реки имеют значительные колебания расхода не только в разные периоды года, но и в течение дня, особенно реки с ледниковым питанием. Некоторые реки подвержены резким колебаниям уровней в период дождей. Временные колебания также следует учитывать при подготовке походов, особенно в горных местностях, подверженных селевым паводкам. Надо стараться приурочить путешествие к такому периоду, когда селевые паводки или резкие колебания уровня наименее вероятны.

Помимо основных гидрологических характеристик надо учитывать климатические особенности района путешествия, в том числе температуру и мутность воды. Большинство порожистых рек протекает в горной местности, поэтому температура воды даже в летние месяцы не превышает 18°, а в реках с ледниковым питанием 12° или даже меньше. Туристы, собравшиеся покорять такие реки, должны представлять, что условия плавания по ним будут суровы. Длительное пребывание в воде с такой температурой невозможно без соответствующей защиты, а ситуации могут оказаться сложными. В жару холодная вода не слишком беспокоит. Зато в сырую холодную погоду или при длительном пребывании в воде с низкой температурой, например при прохождении многокилометровых каскадов или при вынужденных купаниях без лодки, может потребоваться специальное оснащение. Особенно серьезно надо относиться к температуре воды при подготовке похода в весеннее половодье в северных районах, так как в этих случаях возможно пребывание в воде с температурой 4° при температуре окружающего воздуха в пределах плюс 5 — минус 5°, а то и ниже.

Трезвая оценка условий предполагаемого путешествия, включая климатические, гидрологические условия, элементы рельефа, перевалы, бомы, населенность, возможности пополнения продовольствия, в сумме определяет сложность маршрута не в баллах, а ту сложность, по которой можно правильно оценить свои силы. Подготовка с точки зрения мер безопасности заключается в построении оптимального графика (без напряженной гонки, но и без излишней расслабляющей затянутости), в тщательном отборе участников и четком распределении обязанностей среди них, в проведении тренировок.

Особо следует сказать о группе, ее составе и распределении обязанностей среди участников. Группа, идущая в сложный поход, должна быть хотя бы наполовину схоженной, то есть должно быть слаженное ядро. В сложных ситуациях люди должны понимать друг друга с полуслова и быть уверены, что на друга можно положиться. На тренировках участников, присоединившихся к ядру, нужно проверять не только на физическую закалку и выносливость, но и на инициативность, уживчивость в коллективе.

Немаловажно умение реагировать на меняющиеся условия, что необходимо в стремительном водном потоке, где препятствия следуют одно за другим. Эти черты могут быть выявлены не только в порогах; ведь жителям равнинных районов не всегда удается устраивать тренировки на горных или даже на быстрых реках (за исключением нескольких дней в весеннее половодье). Развитие быстроты реакции, находчивости можно воспитывать в разнообразных спортивных играх, особенно подвижных. Кроме того, туристы-водники должны совершенствоваться в гребле, плавании и водном слаломе. Причем при тренировках в гребле желательно отрабатывать именно те движения, которые обычно применяются на походной лодке.

В занятиях плаванием надо делать упор на прикладные виды плавания: ныряние, продолжительность плавания под водой, закаливание холодной водой.

Прекрасная проверка слаженности, мобильности и других качеств группы, а также средство совершенствования техники сплава — длительный тренировочный поход, приуроченный, например, к майским праздникам, когда обычно удается выкроить маршрут на 7—10 дней. За это время можно побывать на одной из ближайших горных рек.

Для многих туристов, живущих в центральных районах страны, такими «ближайшими» стали: реки бассейна Кубани, Черемош, реки Валдая, некоторые реки Прибалтики (например, Амата). В каждом крае есть свои возможности. Туристы Иркутска, например, даже на два выходных дня успевают выезжать на пороги находящегося поблизости Иркута.

Чтобы короткий весенний поход стал действенной тренировкой, надо поставить ясные задачи, направленные на приобретение определенных навыков по технике и тактике прохождения препятствий. Упор следует делать на отработку таких элементов техники, как причаливание к нужному берегу в нужном месте на большой скорости в порогах различных типов.

Далеко не каждый водник может сказать с уверенностью, что его лодка пройдет безаварийно в том или ином пороге. Это происходит отчасти потому, что прохождение порога, проведенное однажды, трудно анализировать — очень много в нем стихийного, скоротечного. Другое дело, если, изучив подробно строение порога и наметив путь, постараться запомнить и понять, как проходился тот или иной участок. Нередко бывает, что выбранная линия движения была не самой лучшей, что были допущены ошибки при заходе, маневре и пр.

В тренировочном походе желательно отводить время на отработку таких учебных прохождений неоднократно. Полезно для определения возможностей лодки проходить локальные сложные препятствия, если нижележащий улов позволяет качественно организовать страховку. Если лодку переворачивает, то ее и экипаж вылавливает страхующая команда. После такой тренировки появляется большая определенность в оценке проходимости порогов, подобных тому, на котором проводились эксперименты.

В сложном походе весьма вероятна ситуация, когда человек оказывается за бортом в одном спасжилете и не может догнать лодку. Поэтому в тренировочных походах надо практиковать плавание в жилете сначала просто на спокойной воде, затем в шиверах. При этом отрабатываются способы плавания в жилете и способы управления своим телом, определяются качества жилета в разных средах, в том числе в пенной струе. Плавание, проводимое в коротких порогах, должно сопровождаться страховкой и дополнительным оснащением (шлем и защитные доспехи). 

Если есть вероятность попадания в воронку или яму после слива, то страховка должна осуществляться веревочным концом.

Когда в совместных тренировках выявлены наклонности участников, окончательно распределяются обязанности в группе. На этом завершается период подготовки. Качество подготовки — залог успешного проведения похода.