Как коллекционер музыкальных инструментов стал предпринимателем

Идеи Для Бизнеса 06-июл, 14;56 0



За год до завершения активной трудовой жизни Артур Ефремов решил стать предпринимателем: его проект «Формула музыки» открылся летом 2016 года в карельском городке Костомукша. Но помимо музыки он занимается еще медийными проектами, полиграфией, звукорежиссурой и даже производством фильмов.

О медийном бекграунде, секретах ремесла и буднях индивидуального предпринимателя Артур Ефремов рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Звуки музыки
Я родился в городе Магнитогорске в 1962 году. С детства любил музыку, поэтому и образование получил соответствующее: в 1981 году окончил музыкальное училище им. М.И.Глинки (сейчас это музыкальный колледж Магнитогорской государственной консерватории им. М.И.Глинки). Моя специальность — «теория музыки», но в этом направлении, учителем музыки, я не работал. Позже, в 2003-2005 годах, я учился на маркетолога в Международном институте менеджмента Link. Это компания из Великобритании, которая организует полузаочную программу обучения практическому маркетингу.

Почти всю свою профессиональную жизнь я посвятил различным медиапроектам. Долгое время занимался журналистикой, работал в региональных изданиях, пытался даже книжку написать. Издательство «Новый Геликон» анонсировало выход моей книги в одном из томов Бориса Акунина, однако этот проект так и не увидел свет: тогда, в 1990-х, были тяжелые времена, и обстоятельства сложились не в мою пользу.

В начале 2000-х я переехал в Карелию, в небольшой городок Костомукша, где и живу сейчас. Здесь в 2003 году я запустил две радиостанции. За 13 лет, что я работаю в этой сфере, медийный бизнес успел уже превратиться в рутину, и перед выходом на пенсию я решил поменять сферу деятельности и запустить собственный бизнес.

Идея пришла случайно. Я 30 лет коллекционирую музыкальные инструменты: что-то я сделал сам, что-то отремонтировал, что-то улучшил. И однажды мой знакомый из Санкт-Петербурга предложил поучаствовать в совместном конкурсе онлайн-магазина «Ситилинк» и компании Canon. Задача — сочинить песню, каждый куплет которой начинается со слов «я люблю камеру Canon». В итоге мы сняли забавный клип, получили приз зрительских симпатий, видеокамеру и, самое главное, предложение от директора музея в Костомукше сделать выставку моих инструментов. Средства на создание постоянной экспозиции в размере 200 000 руб. мы собрали на краудфандинговой платформе Planeta.ru. Это и положило начало моему проекту «Формула музыки».

На все руки мастер
В июне 2016 года я решил зарегистрировать ИП и открыть мастерскую по ремонту музыкальных инструментов, а также организовать экспериментальную концертную площадку. На запуск бизнеса больших инвестиций не потребовалось, мне хватило 60 000 руб. государственного пособия, которое я получил как самозанятое лицо в центре занятости. На эти деньги я закупил защитные средства: очки, перчатки и докупил небольшие ручные станки. Большая часть необходимого инвентаря к тому моменту у меня уже была: несколько лет назад я работал в лаборатории точной механики, где освоил множество различных железообрабатывающих станков. С тех пор у меня и скопилось достаточно продвинутого ручного электроинструмента. Крупных станков у меня нет, ведь мастерская расположена в здании музея, где есть строгие ограничения по количеству пыли, а также по электро- и пожаробезопасности. Если мне попадается сложный случай, я обращаюсь к своим друзьям и знакомым.

Кроме постоянной выставки и ремонтной мастерской «Формула музыки» включает в себя небольшую концертную площадку, где периодически проходят интересные события. Например, вместе с моим другом, преподавателем консерватории по классу народных духовых инструментов, мы организовывали мастер-классы для детей. Показывали им антологию северных инструментов, устраивали концерт: он играл на своих диких дудках, я аккомпанировал на клавишных и ударных. Получившуюся импровизацию на рунический напев «Белая руна» мы записали и отправили на конкурс. Вот так случайно стали лауреатами в номинации «Стилизация».

Еще один интересный проект — мастер-класс для старшеклассников по мотивам выступления венского овощного оркестра. Когда-то я делал про этот оркестр радиопередачу, ребята ее посмотрели и заинтересовались. Я пригласил их в «Формулу музыки», мы вырезали инструменты из тыквы, моркови и какие-то звуки из них извлекли. Было весело.

Когда я открывал ИП, то указал широкое число ОКВЭДов, поскольку одним ремонтом и изготовлением музыкальных инструментов, особенно в кризис, сыт не будешь. Параллельно я оказываю и другие услуги: создание радиопрограмм, полиграфия, звукорежиссура, проведение музейных экскурсий, изготовление аудио-визуальной продукции, рекламных роликов, запись оригинальной музыки, фонограммы для детских коллективов. Сейчас, например, снимаю для одной нашей компании фильм к юбилею: делаю все под ключ, начиная от сценария, режиссуры и заканчивая съемкой и монтажом.

Ремонт музыкальных инструментов составляет лишь малую часть от общего оборота моего ИП. Это же не шиномонтаж, где люди приходят к тебе постоянно, минимум дважды в год.

Если ты хорошо делаешь свою работу, то у клиентов не должно снова возникать потребности втвоих услугах. Цены на ремонт сильно зависят от сложности: настройка пианино начинается от 2500 руб.; если принесли балалайку с растрескавшейся передней декой, это минимум 3000 руб., а в случае утерянных деталей, подставок, колик можно заплатить от 6000 до 9000 руб., что все равно выгоднее, чем платить 27 000 руб. за новый инструмент.

Выручка моего ИП от месяца к месяцу сильно колеблется. Бывает и по 30 000 руб., бывает по 50 000 руб. Все зависит от заказов: например, юридическое лицо заплатит мне за фильм солидную сумму, а обычный человек, пришедший записать песню на день рождения друга, — это совсем другие деньги. Летом традиционно продажи падают, равно как и в январе.

Экономический кризис сильно повлиял на приоритеты потребителей: люди стали более прагматичными в плане трат. Раньше ребята из нашего маленького городка могли позволить себе покупать инструменты в Финляндии, сейчас поток импортных инструментов сократился в разы. У народа нет возможности приобретать новые товары. Многие стараются отремонтировать то, что у них есть. Один мой приятель владеет мастерской по ремонту электроники, гаджетов, мобильных телефонов, фотоаппаратов. Так к нему сейчас даже финны приезжают чинить свою технику, с ослаблением курса рубля им это очень выгодно.

Рынок с человеческим лицом
Ремонт музыкальных инструментов — это во многом ремесленничество. У каждого мастера свой профиль, свои ноу-хау. Многие коллеги по цеху привыкли работать с отечественными материалами, я российские комплектующие принципиально избегаю. Все мои лаки, клеи и другие составляющие исключительно немецкого или американского производства. Коллеги часто обращаются ко мне, мы делимся опытом, я вижу, что они работают еще по канонам старой школы, когда не были еще доступны современные реактивы. Сейчас элементная химическая база очень сильно продвинулась: одно удовольствие заниматься этим процессом. Музыкальная индустрия продолжает развиваться, придумываются новые инструменты, совершенствуются технологии их изготовления.

Поскольку у каждого мастера свои подходы, говорить о конкуренции не приходится. Ближайшие мои конкуренты работают в 500 км от меня, в городе Петрозаводске. И то мы скорее товарищи, коллеги по цеху: помогаем друг другу материалами, советами.

Плюс у нас в отрасли есть некие правила вежливости: вот работает у нас в городе настройщик пианино, я не лезу на его поляну, хотя хорошо знаком с этой деятельностью. Он, в свою очередь, не сильно заходит на мою территорию. Я, например, увлекаюсь так называемыми «сигарбоксгитарс» — мастерю гитары из сигарных коробок. У меня есть приятель в Петрозаводске, который делает старые гитары по чертежам. Нельзя назвать это конкуренцией, потому что нас на всю Карелию этим занимается всего несколько человек.

Лучшей рекламой моей деятельности можно назвать выставку «Формула музыки» в городском музее. Люди приходят туда, видят мои работы, узнают меня. Дополнительно я рекламировался на местном сайте, но масштабы нашего городка таковы, что народ и так знает, к кому обращаться. Поэтому самый эффективный канал продвижения для «Формулы музыки» — сарафанное радио. Неудовлетворенный клиент утаскивает от вас 10, а 10 удовлетворенных максимум приводят одного. У меня есть определенное реноме в Костомукше и в Петрозаводске.

Взгляд в будущее
У меня множество планов на будущее: хочу сделать свой собственный сайт, поездить с гастролями по другим городам со своей выставкой «Формула музыки», обменяться опытом с коллегами из Санкт-Петербурга, где работает Галерея экспериментального звука — ГЭЗ №21. Хотелось бы привлекать заказы из других регионов, но здесь есть сложность. Ведь музыкальные инструменты — это как личный портной. Можете ли вы доверить пошив вечернего платья человеку с другого конца страны Вы пришлете все размеры, а взамен получите кота в мешке: тут жмет, тут криво, а здесь неудобно. Так же и инструмент: человек приходит ко мне, просит поменять лады на гитаре, я все делаю, он начинает играть и чувствует — что-то не то. Я тут же начинаю переделывать, припиливать другой угол, чтобы было комфортно. Поэтому в плане географического масштабирования возможно только изготовление музыкальных инструментов.

Для начинающих предпринимателей у меня один совет: до открытия собственного дела семь раз подумайте. Поверьте, это очень сложная система отчислений, налогообложения. И чем дальше, тем больше государство придумывает предпринимателям проблем. Например, новые кассовые аппараты — очередной «подарок» властей. У предпринимателя нет никакой временной форы встать на ноги, раскрутиться, найти клиентуру, прежде чем заводить все эти кассы и онлайн-бухгалтерии. Поэтому всем новичкам надо быть морально готовыми к непростым условиям ведения бизнеса в России.

Smart MoneyБизнес