Мрамор - строительный материал

--- 19-мар, 21;54 0

Мрамор - строительный материал
Достаточно взглянуть на один такой шедевр, как люнет в церкви Фрари, чтобы убедиться, что для Паоло важны не материальность тел и реальность пространства, но одухотворенность и политическая значимость священного образа.

Удивительное сочетание одеяния Пресвятой Девы и драпировки с более разреженным рисунком, которую держат ангелы у нее за спиной, показывает, какое значение придавал мастер чистой декоративности, ассоциативно связывая ее с великолепием небесных чертогов. И все же на его святых, при всей повторяемости канонических очертаний, лежит тень грусти, подчеркиваемая утонченной и мягкой контрастностью лиц, столь не похожих на застывшие лики икон, лишенные всякого выражения.

Это постоянное напряжение, сквозящее в едва уловимом движении глаз или в складке у рта, с особой силой проявилось в некоторых портретах заказчиков и особенно в грозном выражении лица распростертого у ног Мадонны (Богоматерь Платитера, Галерея Академии) дарителя, столь нервно живого рядом с хрупкой, смиренно льющей слезы супругой.

Наконец, высочайшим достижением Паоло был так называемый будничный алтарь, который изначально использовался как экран, прикрывающий золотой алтарь, и соответственно хранился впресбитерии базилики Сан Марко. Здесь, в Сценах из жизни Святого Марка, художнику видимо удается усвоить уроки мастеров и Римини, и Болоньи, а также, как уже говорилось, уловить мысли Джотто, придумывая глубокие, чистейших очертаний архитектурные пространства. Однако есть у него всегда — и прежде всего я имею в виду Обретение тела Святого Марка — что-то сугубо «венецианское» и восточное вдекоратив-ных узорах на тканях и мраморе.