Готика Бентивольо

Туризм Италии 15-окт, 17;53 102

Готика Бентивольо
Готика Бентивольо
... Позже был построен монастырь Сан Джакомо Маджоре с характерными купольными сводами над нефом, который впоследствии станет домашней церковью семьи Бентивольо.

Утверждение готического стиля, ярче всего представленного тремя монастырями, совпадает сначала с экономическим и политическим господством в Болонье семьи Пеполи, а потом — с укреплением влияния папства. В готическом стиле построен Дворец Торговли с просторной лоджией и балконом с характерным остроконечным навесом, равно как и Испанская Коллегия (в последующие века она постоянно перестраивалась) — один из первых примеров университетского строительства. К готике принадлежит и церковь Санта Мария деи Серви, расписанная внутри Липпо ди Далмазио.

А главное, к готике относится гигантская базилика Сан Петронио — величайший символ местного христианства. Начиная с 1390 г. на протяжении почти десяти лет строительством и украшением церкви руководит Ди Винченцо, однако работы на этом не заканчиваются, и еще в XVII в. базилика оказывается недостроенной. Однако именно в то десятилетие, когда работы возглавлял Ди Винченцо, при полном процветании Церкви политические обстоятельства благоприятствуют возвышению семьи Бентивольо, которая сосредоточила в своих руках власть над городом на протяжении почти всего следующего столетия.

Тесные связи между Бентивольо и семейством Медичи способствовали тому, что преобладавший в Болонье готический вкус корректируется влиянием тосканского Возрождения. Действительно, в 1425 г. Якопо делла Кверча начинает работу над Главными вратами базилики Сан Петронио. Рельефы Якопо свидетельствуют о новом представлении о пространстве, проистекающем из открытий науки о перспективе, и о новом восприятии человеческой фигуры. Десять лет спустя Паоло Уччелло напишет в церкви Сан Мартино (XIII в.) фреску Поклонение волхвов, к сожалению, оставшуюся незаконченной. Зданием же, в наибольшей степени отразившим ренессансное влияние Брунеллески и Альберти в архитектурном плане, был палаццо Санути-Бевилаква (достаточно вспомнить, как решен его портик), помимо, разумеется, палаццо Подеста.

Живопись Болоньи также приноравливается к Возрождению, хотя поначалу она развивается скорее по пути Феррары д’Эсте, чем Флоренции Медичи. Дело в том, что в 1470 г. из Феррары приезжает Франческо дель Косса, а за ним — Эрколе де Роберти: оба они трудятся над очень важным произведением — Полиптихом Гриф фони (1473) для Сан Петронио, части которого ныне разошлись по разным музеям мира.

Сила экспрессии феррарских художников поразила воображение скульптора Николо дель Арка, который создал для Санктуария Санта Мария делла Вита пронзительную терракотовую группу Оплакивание Христа (ок. 1485), представив событие почти как театральное действо. А потом из Феррары приезжает Лоренцо Коста и работает в церкви Сан Джованни ин Монте.

Его Алтарь Гедини, написанный в последние годы столетия, свидетельствует о том, как шероховатости феррарской манеры уступают место более размеренному и гармоничному ритму умбро-тосканской живописи. По тому же ориентированному на классику пути идет Франческо Райболи-ни, прозванный Франча, выдающийся мастер болонского Возрождения, вместе с Лоренцо Костой, Амико Аспертини и другими художниками работавший по заказу Джованни II Бентивольо для Оратория Санта Чечилия, пристроенного к монастырю Сан Джакомо Маджоре (Сцены из жизни Святой Цецилии, 1504-1506).