Кольца из монет или путь ювелира-энтузиаста



Добро пожаловать под кат, в загадочную историю Бенджамина ювелира-энтузиаста.

Началось всё четыре года назад, когда во вконтакте начал активно ходить пост «как сделать это легко и просто». Может кто-то его еще помнит. Там было 9 фотографий, на двух из которых железным молотком били по монете, а потом она вся такая красивая и невредимая. Использовались там штатовские квотеры (25 центов), а у меня на столе как раз лежала кучка квотеров из недавней поездки. Это знак, подумал я и забыл про этот пост на пару месяцев, оставив монеты покрываться пылью.

По законам жанра тот пост попадался мне на глаза достаточно регулярно, чтобы в один момент я понял, что у меня давненько не было никакого нового хобби и задумался, как же на самом деле это сделано. Взял несколько пятирублевых монет, пару банок пива и пошел в гараж экспериментировать. Теперь я понимаю всю важность той случайности, что мне попались монеты до 2009 года выпуска, медь–никелевые, а не стальные современные.

Пара часов экспериментов показали, что гараж по типу «ничего не выбрасываем» это хорошо, но даже этого недостаточно для комфортной работы с незнакомым материалом и требуется немного специфического инструмента. Например вырубка дисков, потому что при сверлении дрелью оставались ужасные наплывы и монета гнулась от нагрева и давления. Или ювелирный ригель, который поначалу я пробовал заменять какой–то случайной, ржавой, едва конусной железякой. До появления видео адвоката Егорова, где он вытачивал ригель болгаркой из арматурины в токарном станке оставалось примерно полгода.

Погуглил ютьюб, сначала наш, потом забугорный. Выяснил, что а) в России такое никто не делает, б) в штатах это уже почти на потоке и пользуется спросом, в) начальных вложений почти не требуется и делается всё довольно просто (три раза ха–ха). Был сделан единственный вывод — надо прыгать. Распотрошил заначку, пошел в «Ювелирные инструменты», оставил заначку. На самом деле на базовое ювелирное оборудование (вырубку, ригель, пластиковый молоток) потребовалось всего–то около 5 тысяч рублей. Если бы я заказывал всё это на али — вышло бы значительно дешевле, но мне надо было здесь и сейчас. Сами знаете как это бывает.

Ну а дальше известно что: отбитые пальцы, кривые кольца, такая–то матерь и первые «О, а сделай мне такое же!» Это, конечно, было самое приятное. Потому что потом хобби постепенно стало превращаться в работу.

На самом деле, сам процесс изготовления довольно прост, хоть и несколько специфичен с точки зрения используемого инструмента и больше похож на инструкцию к токарному станку. Вроде всё понятно, но непонятно.

Из инструментов понадобится:

Ювелирный инструмент:

— Вырубка дисков, типа такой www.gemcuts.com.au/precision-disk-cutter-set-of-8-with-screw... Можно дрелью, но долго и неудобно.

— Ригель, это такое металлический конус, без него вот никуда, можно выточить из арматурины как Адвокат Егоров. Ну или найти конусы Морзе.

— Обычный инструмент: штангенциркуль, тиски (можно без них, но с ними удобнее), молоток обычный, молоток пластиковый (или текстолитовый), для сохранения рисунка на монете, отрезок 20 см пвх трубы (желательно разных внутренних диаметров ± по размеру желаемых колец), напильник, мелкозерная шкурка, полировка (паста гои, например).

Алгоритм следующий:

— Находим центр монеты, вырезаем отверстие примерно 10 мм диаметром. Вырубкой или дрелью

— Отжигаем заготовку в пламени газовой горелки до красноты. Опускаем в стакан с водой. Этот этап нужен для размягчения структуры металла. Чтоб не порвался, короче.

— Надеваем получившуюся шайбу на ригель и обстукиваем её пластиковым молотком, чтобы края монеты начали загибаться вниз.

— Загнув шайбу хотя бы на 45 градусов, поворачиваем ригель горизонтально, уперев монету на какую–нибудь дощечку. Продолжаем стучать по монете, чтобы она продолжала прижиматься к ригелю.

— Переворачиваем монету на ригеле широкой частью вверх. Надеваем на ригель отрез пластиковой трубы, упирая торцом в монету и стучим обычным молотком по трубе сверху, осаживая монету ниже. Смысл в том, чтобы убрать конусность кольца, сделав его стенки параллельными. Стараемся не переборщить с растягиваем, т.к. без ювелирной анки и тисков вы не сможете уменьшить размер кольца.

— Снимаем кольцо, напильником или крупной шкуркой зачищаем грани, потом мелкой, потом полируем.

Готово, вы...


...восхитительны! Но я предупреждал, что это похоже на инструкцию к токарному станку.

По этому алгоритму я делал кольца первые полгода. Сейчас процесс стал значительное сложнее (но быстрее), да и в парке оборудования появились новые инструменты, от растяжителя колец (буратино), до заказанных в токарной мастерской специальных конусов.

Впрочем, ещё тогда энтузиазма было достаточно, чтобы даже сломанный палец друга не помешал мне заставить его работать. Гипс помогал держать дремель правильно.

Примерно год спустя, наконец–то, научился работать с серебром. Это было действительно большим достижением, потому что до этого серебряные монеты рвались примерно в половине случаев, что совсем не добавляло оптимизма. Оказалось, просто неправильно отжигал серебро. Тот момент, когда ювелирное образование очень БЫ пригодилось, а гугл пригодился на самом деле. Из той же серии момент, когда раскаленную при отжиге стальную монету я остужал в воде и не мог понять, почему потом молоток об нее крошится. Буквально «Как закалялась сталь».

Но без разнообразных первых блинов, конечно, не обошлось, да и до сих пор не обходится. Коробочка с «кривыми буратино» регулярно пополняется, хоть и медленнее, чем коробочка «готовое», что не может не радовать.

Работал я тогда, три года назад, с другом в своём гараже. Там, естественно, склад барахла, как в любом гараже, где не стоит машина. Ну и пара свободных квадратных метров для нас. Нам много и не надо. И как–то раз звонят, говорят «Мы тут с местного телевидения, прознали про вас, хотим приехать в мастерскую, снять репортаж.» Мы немножко в шоке, немножко зазвездились и на радостях такой чуши наговорили на весь телевизор, что до сих пор стыдно смотреть. И всё это в заваленном хламом гараже.

В другой «как–то раз» написала мне знакомая. «Я тут, — говорит, — косплей фестиваль организую, давай будешь там свои кольца продавать?». Так для меня открылась эпоха хендмейд маркетов. Сначала местные в Екатеринбурге, потом в соседние области. В прошлом году в Москву два раза ездил. Приняли тепло, спасибо.

С этими маркетами пришлось снова активизировать навык «придумай что–то из ничего» и создавать стенд. Типичные ювелирные не хотелось, я же личность творческая, так что родилось это вот чудо. Оргстекло восьмерка, лазерная резка прорезей, торцевая rgb–лента и верхняя подсветка прошедшая путь от «да и так сойдет» до светодиодной полоски на 1600 люмен.

В позапрошлом году в силу обстоятельств пришлось покинуть родной теплый гараж и срочненько найти замену в капитальном боксе. Там реализовалась моя мечта об отдельном верстаке. Нарастил ножки обычному офисному столу, стянул всё уголками и намертво прикрепил уголками и анкерами к полу и стене. Стучать по нему молотком конечно не стоит, столешница вибрирует от ударов, но тиски и буратино держатся уверенно, ничего никуда не елозит и вообще приятно.

Со временем в изготовлении колец захотелось большего в прямом смысле этого слова. Большие монеты всегда притягательнее маленьких, да и штатовские умельцы уже давно их освоили. Опять же гугл помог найти страшное словосочетание swedish wrap method, который по сути означает вдавливание готового кольца в полированный внутренний конус с целью уменьшения размера. Тут очень кстати, для защиты рисунка монеты, пригодилась сантехническая тефлоновая уплотнительная лента. И пвх трубы. И шарики от подшипников. И еще всякая разная неведомая фигня, которая красиво разложена на верстаке на предыдущей фотографии. Говорю же, сложный метод. Зато получается хорошо.

Вот собственно на этом моменте я сейчас и нахожусь. Серебро освоено, большие монеты освоены, осталось развивать специфические технические решения для ускорения процесса, ну и самое сложное - дать людям знание, что такое возможно, такое бывает и что можно гуглить "хочу кольцо из монеты", а не только "купить сваровски/пандору/".

Поэтому вот уже который день я вспоминаю начертательную геометрию и навыки реверс-инжиниринга, пытаясь воссоздать автоцентровочную вырубку для монет. Ну и посты пишу, не без этого.

Такая вот история кусочка жизни. Спасибо, что дочитали до конца.

https://pikabu.ru/story/koltsa...

Кольца из монет или путь ювелира-энтузиаста

Добавлено: 17.01.2018, 00:30  
0
0
По теме...
Контакты:
Адрес:
Мира, стр. 412-б
119602
Москва,
Телефон:+7 939-515-352-457,
Электронная почта: contact@mastyk.ru мир путешествий
Наверх