Триптих картины

На протяжении почти сорока лет, когда венецианская культура развивалась особенно бурно и достигла высочайшего уровня, он исподволь тяготел к карикатуре, но до самого конца так и не отказался от золотого фона.
В Венеции о его манере свидетельствуют полиптих Ка’Морозини (1464) в Галерее Академии, триптих картины для церкви Санта Мария Формоза (1473), сохранившиеся фрагменты полиптиха для церкви Санти Джованни э Паоло (1473), первый триптих картина для церкви Фрари (1474), сияющий и словно вырезанный из дерева.

Затем можно год за годом проследить его медленную эволюцию по полиптихам Конверсано (1475) и для Скуолы деи Тальяпьетра (1477), ныне хранящимся в Академии; по триптиху для церкви Сан Джованни ин Брагора (1478); потом обнаружить некоторый шаг назад в картине СвятойРох и ангел., созданной для церкви Сант’Эуфемиа в начале 80-х гг.; и наконец, убедиться в его полном фиаско перед гением Беллини, глядя вторая триптих картина для церкви Фрари Мадонна с четырьмя святыми, написанный в 1482 г.

В Венеции новое слово — хотя и по-прежнему в русле Пизанелло и Джентиле — попытался сказать в начале 40-х гг. работавший параллельно с Антонио Виварини старший из Беллини, Якопо. В его Мадоннах, две из которых сейчас находятся в Академии, и в книгах рисунков, одна из которых, ныне попавшая в Лондон, некогда принадлежала другу Тициана Габриэле Вендрамину, бережно хранившему ее в знаменитом «кабинете древностей», разрыв с готической традицией еще вовсе не очевиден.

Триптих картины мастера Якопо Беллини


Якопо Беллини очевидно, хотя и не вполне осознанно, ориентировался на живопись Падуи, где в конце 40-х гг. преобладало восприятие Андреа Мантеньи (который в 1453 г. женился на дочери Якопо Николозии). Эти родственные связи несомненно сыграли определяющую роль в формировании сыновей Беллини, Джентиле и Джованни:

  1. Первый тут же засвидетельствовал это, работая над дверцами старого органа Сан Марко, ныне хранящимися в церкви Сан Бассо: использованные художником классические мотивы предвосхищают аналогичные решения в Благовещении Косме Туры

  2. Второй же сумел преобразовать археологический гуманизм зятя в возвышенное размышление о сути человеческого бытия


Самые первые триптих картины Джованни, которые сохранились в Венеции, становится ясно, что ему присуще не символическое или метафорическое, но прямое и непосредственное чувство природы. Так, Преображение из Музея Коррер (1455-1460) — это нечто иное, как никогда ранее невиданная картина утренней зари.
Изображение в духе Мантеньи постепенно видоизменяется именно из-за того, что людским порывам и страстям довлеет сила этой самой живой природы. Это хорошо видно, в частности, по Распятию, тоже из Музея Коррер, написанному под влиянием центральной пределлы триптиха Мантеньи в Сан Дзено.

Трагедия не властна распространиться на долину, где меж холмов протекает широкая река, а леса по ее берегам содержат намек на плодородие, за которым, возможно, просматривается символическая связь с возрождением души после Воскресения. В свете внеидеологического видения Беллини преображается и древний город из гуманистических грез Мантеньи, стремившегося органически и «культурно» сочетать античную и христианскую культуры.
Об этом свидетельствует картина Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами, снова из Музея Коррер, где в фоне можно видеть прямую цитату из древностей Мантеньи — римские памятники, обнесенные средневековой крепостной стеной.

Не меньшая стройность композиции характерна для четырех триптих картин, написанных для венецианской церкви Санта Мария делла Карита, ныне присоединенной к Академии (1460 и 1464), где художник по воле заказчиков следует традиционным схемам и сохраняет золотой фон. В образе Христа из Музея Коррер (1453-1455) сила воображения оказалась настолько новаторской, настолько опережающей свое время, что в давние времена чья-то рука начертала на бортике гроба монограмму Дюрера и куда более позднюю дату — 1499.
Триптих картины

Добавлено: 30.03.2015, 23:29  
0
92
По теме...
Контакты:
Адрес:
Мира, стр. 412-б
119602
Москва,
Телефон:+7 939-515-352-457,
Электронная почта: contact@mastyk.ru мир путешествий
Наверх