Джентиле да Фабриано

Утраченные произведения Джентиле да Фабриано и Пизанелло...
Присутствие этих двух выдающихся художников, вместе с Гварьенто работавших над росписями зала Большого Совета (Джентиле да Фабриано принадлежит фреска Битва при Саль-воре, повествующая о столкновении венецианцев с сыном Фридриха Барбароссы Оттоном, а Пизанелло — Барбаросса с сыном Оттоном), в свою очередь, дает импульс развитию всей венецианской живописи начала XV в.
Лучше всего это можно проследить по работам Микеле Джамбоно, художника более молодого и восприимчивого, чем Якобелло дель Фьоре. Его мягкая и утонченная готическая манера наглядно представлена в Венеции картиной Святой Хризогон из церкви Сан Тровазо, Мадоннами из Музея Коррер и из Ка д’Оро и полиптихом из Академии.

Тот же культурный климат сформировал в начале пятого десятилетия века художника с острова Мурано Антонио Виварини. Сколь бы ни стремился мастер смягчить готические каноны, ему все же не удалось выбраться из колеи неторопливой венецианской традиции, и спустя столетие после Паоло Венециано мы находим у него все то же отношение к новаторским решениям Джентиле да Фабриано.

Творчество Джентиле да Фабриано


Его творчество приходится на время, когда тосканская гуманистическая культура достигла расцвета в том числе и в Венето, особенно в Падуе, где работали Филиппо Липпи — в 1434 г., Донателло — почти десять лет, начиная с 1444-го, Паоло Уччелло — в 1445-1446 гг., и в Венеции, где Андреа дель Кастаньо трудился над мозаиками капеллы Масколи и необычайно важными росписями капеллы Святого Тарасия в церкви Сан Дзаккариа, датируемыми 1442 г.

Обособленность обеих культур и замкнутый характер венецианской традиции особенно хорошо прослеживаются в церкви Сан Дзаккариа. Так, в 1443 г. Антонио Виварини вместе со своим шурином Джованни д’Алеманья пишет три полиптиха для той же капеллы, где всего год назад работал Андреа дель Кастаньо. И в них все еще живет изрядно окрепшая и несколько смягченная поэтика Якобелло дель Фьоре и Джамбоне. А в 1444 г. Виварини с Джованни д’Алеманья пишут Коронование Девы Марии для церкви Сан Панталон — еще одно произведение, навеянное Раем Гварьенто.

Наиболее яркое представление об этой поэтике, возможно, дает триптих, написанный Джованни д’Алеманья и Антонио Виварини для Скуолы1 Гранде делла Карита в 1446 г. — цельная, хоть и трехчастная, композиция, так и сохранившаяся в помещении Скуолы, включенном сейчас в экспозицию Галереи Академии. Здесь робкое применение новшеств, вызревших в ="http://www.mastyk.ru/36-paduya.html" />Падуе<, очередной раз соседствует с великолепно усвоенным уроком готического искусства периода расцвета.

Когда же Антонио Виварини продолжил творить в одиночку, без Джованни д’Алеманья, скончавшегося в 1450 г., его манера оказалась более строгой, свободной от заполнявших пространство готических украшений и свидетельствующей о чуть ли не исключительном влиянии Мазолино. Это хорошо видно по плавности движений в триптихе для церкви Сан Джоббе с Благовещением в центре и Святыми Антонием и Михаилом по бокам (ок 1445).

При ближайшем рассмотрении в эти годы все пути пересекаются, однако венецианская живопись неизменно сохраняет память о своем константинопольском происхождении. Ее византийские черты плавно и безболезненно переходят в интернациональную готику, что отчасти объясняется четким разграничением политической и религиозной власти. И опять же в Падуе Антонио Виварини, начавший в 1448 г. расписывать свод капеллы Оветари в церкви Эремитани, вынужден уступить место набирающему силу раннему венетскому ренессансу, представленному художниками, сформированными школой Скварчоне, когда там работал Донателло.
Джентиле да Фабриано

Гении маньеризма


Это Джентиле да Фабриано, Николо Пидзоло и Андреа Мантенья, а еще:

  • Марко Дзоппо

  • Карло Кривели

  • Винченцо Фоппа

  • Косме Тура

  • Джорджо Скьявоне


    • — гении, которые преобразили последние проблески готики в лихорадочно фантастические искания и на обломках классической культуры — безвозвратно утраченного рая — пробудили к жизни страстный маньеризм.

      В какой-то мере эта одержимость новизной захватила младшего брата Антонио Виварини Бартоломео, который впервые заявляет о себе полиптихом, написанным для картезианского монастыря Болоньи в 1450 г. Несомненно, Бартоломео знал о падуанских новшествах Джентиле да Фабриано и пытался их воспроизвести. В его произведениях сразу бросается в глаза желание привнести в мягкие контуры живописи брата как можно больше экспрессии через вкрапление типичных элементов вроде разноцветного мрамора, плодов, растительных орнаментов и канделябров.

      1 Скуола (Scuola) — в Средние века братство или благотворительная организация, имевшие в Венеции большое общественное влияние.
      Джентиле да Фабриано

Добавлено: 30.03.2015, 04:44  
0
0
По теме...
Контакты:
Адрес:
Мира, стр. 412-б
119602
Москва,
Телефон:+7 939-515-352-457,
Электронная почта: contact@mastyk.ru мир путешествий
Наверх