Корильяно Калабро

Козенца и одноименная провинция добились удивительных успехов в деле оживления памяти, сохранения истории, реставрации памятников. Первые шаги в этом направлении были сделаны в конце 80-х гг., это было заметно, уже когда я впервые увидел исторический центр Козенцы в 1988 г. В результате здесь быстро сформировалось новое, очень личное восприятие истории, отразившееся в чувстве гордости и самобытности. Кстати, именно с этой целью в те же 80-е гг. был учрежден Фонд Наполи Новантанове, чья оригинальная и разносторонняя деятельность сразу начала приносить свои плоды.

В этом отношении Корильяно Калабро являет собой пример настоящего чуда — восстановление Герцогского замка. Едва приехав в Корильяно Калабро, той же ночью (одна из многих ночей, проведенных мною в путешествиях по Италии) я в сопровождении мэра побывал в Герцогском замке и был буквально потрясен добросовестностью, которую проявили реставраторы, восстанавливая его древние стены: они совершенно правильно поняли, что это не место для экспериментов и изысканий и не повод потешить свои самолюбие и архитекторскую гордость.
Достаточно вспомнить, насколько катастрофичными оказались, например, результаты работы архитектора Гае Ауленти в палаццо Грасси в Венеции (доказательство полного невежества и некомпетентности) в те годы, когда открывался этот дворец, место, поразительно соответствовавшее своему предназначению, но изуродованное архитектором, желавшим во что бы то ни стало оставить здесь свой след.

Владельцы замка в Корильяно Калабро


Последними владельцами корильянского замка, чье присутствие отразилось на его облике, были бароны Компанья. В великолепном Зеркальном зале, где безраздельно царит герб рода Компанья — лев, стоящий на задних лапах, — украшение потолка было поручено живописцу из Монополи Иньяцио Перриччи. Потолочные росписи выполнены с удивительным изяществом, что придает помещению необыкновенный вид. В манере, напоминающей стиль бидермайер, художник изобразил фигурки людей, вырисовывающиеся как бы на фоне таинственного звездного неба.

Благодаря использованию приема trompe-l’oeil (обманка) создается поразительное впечатление, что мы действительно находимся под открытым небом и, раздвинув занавески, смотрим на звезды, а фигурки сверху глядят на нас и приветственно машут ночным небесам. Великолепная роспись, к счастью, сохранилась с 1871 г. в первозданном виде. Ведь кому-то вполне могла прийти в голову мысль пригласить какого-нибудь Кунеллиса или другого современного художника и заново расписать потолок, сославшись на его чисто декоративную функцию. И удивляться тут нечему: такое бывало уже не раз, особенно в северных областях Италии. В отличие от них юг уже в течение многих лет сохраняет свои культурную самобытность и достоинство.

Этот замок был отреставрирован добросовестно и с уважением к истории, с пониманием ответственности людей за сохранение памяти о прошлом. Приехав сюда после реставрации, я не поверил своим глазам. Мне не раз приходилось встречаться с настоящим художественным кошмаром, но здесь я увидел пример реставрации, которую можно назвать консервативной в лучшем смысле этого слова:

  1. внимание к деталям

  2. вкус, проявляющийся даже в мелочах

  3. искреннее стремление реконструировать прошлое


Именно по этой причине театр «Ла Скала» сейчас является тем, чем является, а при виде театра Анконы на глаза наворачиваются слезы, потому что архитектор здесь явно перепутал интерьер и внешний вид здания.

Нужно всячески привлекать внимание к положительным примерам восстановления памятников, выделять их на общем фоне, чтобы они становились «визитной карточкой» и главной достопримечательностью тех мест, где находятся. Благодаря такой реставрации теперь не стыдно будет посоветовать: «Съезди в Корильяно Калабро и обязательно посети замок».

Пусть не сразу, но Корильяно войдет в общеизвестный перечень мест, в которых обязательно нужно побывать. Так уже происходило с городами, которые прославились стараниями жителей, приложивших все усилия для сохранения исторической памяти. А ведь именно это и было сделано в Корильяно Калабро. Руководители и работники хотели, чтобы Герцогский замок после реставрации выглядел точно так же, как в те времена, когда в этих комнатах, возможно, уже приходивших в упадок, жили бароны Компанья. И для сегодняшних посетителей они действительно сумели повернуть время вспять.

Добро есть то, что расширяет познание


Власти должны хорошо понимать, что такое благо и как это благо сочетается с красотой: как можно надеяться воспитать молодежь и привить ей сознательность и добросовестность, не понимая, что красота — это не только эстетическая, но и этическая ценность? У великого философа Спинозы, чья религиозность никогда не приобретала слишком метафизического характера, был собственный оригинальный взгляд на добро и зло: «Добро есть то, что расширяет познание, а зло — то, что его останавливает». А расширение познания означает, что человек, посвятивший себя красоте, стремится больше узнать и понять, пытается сделать так, чтобы красота была понята и любима всеми, чтобы она в какой-то мере принадлежала каждому.
Корильяно Калабро

Добавлено: 22.03.2015, 23:01  
0
0
По теме...
Контакты:
Адрес:
Мира, стр. 412-б
119602
Москва,
Телефон:+7 939-515-352-457,
Электронная почта: contact@mastyk.ru мир путешествий
Наверх