Косме Тура - Благовещение

Яркость рассеянного райского сияния в створке со Святым Георгием. Причем символика кроется в изображении природных явлений: слева — месяц, справа — ослепительное солнце; от мрака — к свету, от ночи как сомнения и неуверенности — к свету и решительному действию и, соответственно, от женского пассивного начала, воплощенного в беспорядочно мятущемся образе принцессы, — к активному мужскому началу, представленному всадником. Луна — женщина, солнце — мужчина; тот же принцип воспроизводится и на внутренней стороне створок, где Святому Георгию соответствует архангел Гавриил, чье копье — лилия, а принцессе — Мадонна. Когда в 1469 г. Косме Туре поручили завершить работу живописью на означенный сюжет, он несомненно возжелал создать произведение не менее поразительное, чем сам орган.

И достиг этого не столько сложной и в то же время очевидной символикой, сколько благодаря неимоверному напряжению стиля, во всей полноте воплотившегося в образе всадника. По завершении этого произведения, редкого памятника гуманистической фантазии и всего гуманистического учения, не ускользнувшего от внимания Вазари («Он был сильнее как рисовальщик, чем как живописец; и насколько мне удалось выяснить, он не так много писал»), Тура, который, как положено художнику на службе герцога, рисовал одежды, штандарты, лошадиные попоны, флажки для труб, картоны для шпалер, был назначен придворным портретистом Эрколе I.

Итак, росписи створок соборного органа стали определяющим моментом в творческом пути художника и совпали со смертью Борсо д’Эсте в период наивысшего расцвета феррарского искусства, когда были начаты работы по возведению новой церкви Делициа ди Бельригу-ардо и оформлению Зала Месяцев в палаццо Скифанойя. Орган был установлен в 1470 г. под восьмой аркой с правой стороны собора, где простоял до 1731г., когда органный мастер Доменико Феделе да Камерино поднял его на специально построенные хоры. В 1735 г. створки Косме были сняты, посажены на новый каркас и отреставрированы мастером Джованни Баттистой Коцца, который произвольно соединил две створки Благовещения.

Сначала картины поместили на боковых стенах хора, потом, в 1841 г., перевесили в пресбитерий. Это были годы, когда развитие вкуса сказалось и на суждениях о творении Туры, которые высказывались самыми авторитетными писателями. Очистка холста с изнанки освободила краски от плотного фона и устранила следы от примыкавших вплотную к полотну поперечин каркаса. Небо Святого Георгия зазолотилось новым светом, и формы тела на его фоне заиграли подобно самоцветам.

Стало видно, как напряжены ножные мышцы в стременах, прозрачные, словно стекло или лед; засверкали, заискрились ткани, украшения, драгоценные камни. Особенно это заметно в тех местах, где Тура, не обращая внимания на изменение основы, продолжал без всякой подготовки писать по дереву: здесь после реставрации краски заблестели глянцем по контрасту с приглушенными тонами живописи по холсту, явив миру белоснежный мрамор, золотые капители и хрустальные скалы.

="http://www.mastyk.ru/53-kosme-tura.html" />Косме Тура< обрабатывал огромную поверхность терпеливо, как миниатюрист: материя в его понимании должна была обрести жизнь в живописи, зазвучать, вторя голосу прежде всего разума, а не сердца, чтобы донести в себе музыку утраченного инструмента, воплотив вожделенную суть красоты и гармонии. Quantum dici possit, nec melius desideraripossit (Насколько можно сказать, ничего лучше и желать нельзя).
Косме Тура - Благовещение

Добавлено: 07.02.2015, 04:15  
0
0
По теме...
Контакты:
Адрес:
Мира, стр. 412-б
119602
Москва,
Телефон:+7 939-515-352-457,
Электронная почта: contact@mastyk.ru мир путешествий
Наверх