Мондови

Мондови
Мондови разделен на три района: Пьяцца (верхний город, самый древний, рядом с Монте ди Вико — горой, давшей название городу), Брео и Карассоне (составляющие нижний город от склонов Вико до реки Эллеро), Мондови традиционно считается культурным городом. Именно в Мондови, уже когда город находился под властью Савойской династии, была напечатана первая в Пьемонте книга с использованием изобретения Гуттенберга (1472).
Местный Музей печати, богатый старинными приспособлениями, возможно, самый замечательный в этой отрасли музей во всей Италии. А еще Мондови называют Городом учебы.

Ведь еще задолго до нынешнего Факультета архитектуры здесь, в стенах Епископского дворца, был свой университет, основанный в 1560 г. На протяжении шести лет, когда политические обстоятельства привели к закрытию Туринского университета, это был единственный в Пьемонте университет, где преподавались риторика, логика, геометрия и арифметика, музыка, астрономия, философия, медицина, теология, право. Потом по воле герцога Эмануэле Филиберто центр образования был снова перенесен в Турин. До 1719 г. в Мондови сохранялись курсы юриспруденции, медицины и теологии, а также весьма солидная Семинария и первая Коллегия для нобилей, учрежденная иезуитами в 1597 г.

Именно иезуиты, получившие большое влияние в Мондови, пригласили в город ревностного служителя своего ордена, снискавшего в дальнейшем славу одного из величайших мастеров иллюзионистической перспективы всех времен — Андреа Поццо (1642-1709). До того момента Поццо, уроженец Тренто, попеременно работал в Милане, Генуе и Турине. Он демонстрировал изрядное умение в построении перспективы, о чем в дальнейшем написал знаменитый трактат, но никогда не получал ответственных заказов, довольствуясь в основном возведением временных архитектурных сооружений для религиозных праздников.

В Мондови же, куда он приехал в 1676 г., перед ним открылись весьма заманчивые горизонты. В 1665-1673 гг. архитектор Джовенале ди Фосса-но построил здесь церковь, посвященную Святому Франциску Ксаверию, позже известную как церковь Миссии, по образу и подобию римской церкви Джезу. Однако интерьер церкви получился столь неказистым, что иезуиты стали подумывать о ее сносе. Вот тут-то и начинается легенда о Поццо, который вызвался скрыть несовершенства при помощи цикла иллюзионистических фресок, украсивших единственный неф и апсиду главного алтаря, где был запечатлен Святой Франциск Ксаверий, совершающий таинство крещения.

Фрески (1676-1678) повторяют архитектурные мотивы фасада и, достигая поразительного иллюзионистического эффекта, развивают их в единый воображаемый архитектурный ансамбль, увенчанный несуществующим куполом с отверстием в середине, через которое видны небо и ангелы во славе. Примененная здесь перспективная техника называется анаморфоз: для достижения максимальной иллюзии формы деформируются, словно отраженные в кривом зеркале, в расчете на идеальную точку зрения (она находится недалеко от входа), откуда на них будут смотреть.

Поццо создает фантастический театр, где рациональное начало искусства, завуалированное под нечто странное, стремится воздействовать на иррациональное восприятие зрителя. Это практическое воплощение убеждения иезуитов, лежащего в основе барочного мышления: следует непременно будоражить чувства, если это помогает верующим устремиться душой к Богу. После Мондови Поццо прославился по всей Европе: в Риме, в церкви Сант’Иньяцио, он повторил сделанное в церкви Миссии, а потом отправился в Вену, где и умер, успев прежде привить виртуознейший иллюзионизм искусству Северной Европы.

В самом Мондови эффект Поццо не прошел бесследно. В нескольких километрах от города, в Викофорте, высится один из самых грандиозных санктуариев Италии, санктуарий Мадонна Сантиссима в Вико. В 1605 г. в Турине художник-маньерист Федерико Дзуккари писал: «Из Мондови мы отправились посмотреть на святейшую Мадонну, находящуюся в двух милях от города, среди плодородных холмов и возвышенностей, в долине, простираю щей ся у под но жья Ви ко. Этот пре крас ней ший живописный образ Мадонны с Господом нашим на руках запечатлен на столбе посреди сказанной долины. И тому десять или одиннадцать лет назад он начал творить величайшие и дивные чудеса». Вокруг чудотворного столба, нечаянно пораженного одним охотником, было решено возвести самое величественное культовое сооружение во всем Пьемонте.

Строительство было поручено известному архитектору Асканио Виттоцци и финансировалось из казны герцога Савойского Карло Эмануэле I. Непомерная стоимость проекта и смерть обоих вдохновителей грозили оставить санктуарий Викофорте незавершенным. Лишь в 1710-1733 гг. начинание Савойского герцога было продолжено и доведено до конца Франческо Галло (1672-1750), величайшим из зодчих, рожденных в Мондови.
Именно Галло принадлежит идея гигантского эллиптического купола санктуария высотой более 7 5 метров и шириной более 36. Когда здание было построено, решено было «преобразить» его интерьер с помощью фресок по примеру росписей Поццо в церкви Миссии. Дело это поручили малоизвестному художнику — Маттиа Бортолони, «полезинскому Тьеполо», который работал в паре с ломбардским квадратуристом Феличе Бьеллой, мастером перспективной живописи.

В Викофорте Бортолони создал шедевр итальянского рококо. Он работал с 1746 по 1748 г. и представил на куполе Деву Марию во славе как движение торжествующего танца. Дневной свет, облака и само явление Пресвятой Девы создают иллюзию открытого пространства за пределами архитектурных форм, равно как и небесная лазурь за овальными окнами и ложными кессонами свода, где, в свою очередь, размещено множество персонажей: ангелы, Добродетели, апостолы, учители Церкви. Все они молят Деву Марии о заступничестве за род человеческий. Хотя методы Бортолони отличаются от тех, что использовал Поццо, и напоминают скорее манеру других крупных мастеров, в частности Бибиены, цели у обоих художников одни: к вящей славе Господа создать театр на грани реальности и иллюзии и заставить зрителя разинуть рот от изумления.
Мондови

Добавлено: 30.01.2015, 01:48  
0
253
По теме...
Контакты:
Адрес:
Мира, стр. 412-б
119602
Москва,
Телефон:+7 939-515-352-457,
Электронная почта: contact@mastyk.ru мир путешествий
Наверх